ISSN: 2074-8132
ISSN: 2074-8132
En Ru
Типология лица на этрусско-италийской терракоте (к проблеме эволюции стиля типов голов по П.Й. Риису)

Типология лица на этрусско-италийской терракоте (к проблеме эволюции стиля типов голов по П.Й. Риису)

Поступила: 19.04.2024

Принята к публикации: 27.04.2024

Дата публикации в журнале: 21.05.2024

Ключевые слова: историческая антропология; антропологическая изменчивость; морфология лица; обобщённый портрет; коропластика; типология П.Й. Рииса; терракотовые головы; этруски; латины

DOI: 10.55959/MSU2074-8132-24-2-9

Доступно в on-line версии с: 21.05.2024

Для цитирования статьи

Шпак Л.Ю. Типология лица на этрусско-италийской терракоте (к проблеме эволюции стиля типов голов по П.Й. Риису) // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. 2024. № 2. С. 105-114

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons: Attribution 4.0 International (CC BY 4.0). (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)
Номер 2, 2024

Аннотация

Введение. Этрусско-италийское изобразительное искусство испытывало заметное художественное влияние Греции. Иконографические типы головы и лица передавались как через импорт готовой греческой продукции, так и через циркуляцию матриц и самих художников, что затрудняет хронологию и типологию памятников. П.Й. Риис предлагает систематизацию «эволюции» стилей этрусской терракоты через построение хронологических рядов от ранней архаики до поздней классики [Riis, 1981]. Целью работы стало изучение концепции П.Й. Рииса об иконографии в этрусской коропластике и составление генерализованных морфологических характеристик локальных типов (региональных стилей).

Материалы и методы. Использовались иллюстрированные хронологические таблицы из работы П.Й. Рииса и метод обобщённого портрета в цифровом варианте.

Результаты и обсуждение. П.Й. Риис рассмотрел 352 типа изображений, их археологический контекст географически приурочен к Северной Этрурии (Клузиум), Центральной (Вульчи, Вольсинии), Южной (Цере, Вейи, Фалерии, Лациум) и этрусской Кампании (Капуа). Самое раннее производство этрусской терракоты было сосредоточено в Кампании, Южной и Северной Этрурии, первый эллинизированный стиль терракоты распространился из этрусской Капании в Южную Этрурию. На итоговых обобщённых портретах по объединённым выборкам архаики отмечается отсутствие существенных половых различий. В обобщённом женском портрете по всем выборкам периода архаики визуально отмечается вклад морфологических элементов типов Южной и Центральной Этрурии. Наибольший вклад в морфологию лица на обобщённом женском портрете по всем выборкам периода классики внесла Центральная Этрурия и Капуя, Полученные обобщённые портреты по регионам свидетельствуют о неоднородности иконографии лица в архаическом и классическом искусстве Центральной Италии и визуализируют выводы П.Й. Рииса о развитии нескольких локальных традиций изобразительного стиля.

Заключение. Классификация П.Й. Рииса построена таким образом, что она предполагает дальнейшую её комплектацию новыми археологическими находками, поэтому её можно рассматривать как своего рода попытку создания «наглядной» истории этрусского портрета, по крайней мере, её части.

© 2024. This work is licensed under a CC BY 4.0 license


Литература

Андреев Ю.А. Архаическая Спарта. Искусство и политика. Спб.: Нестор-История. 2008. 342 с.

Беликов А.В., Гончарова Н.Н. Анализ изобразительного канона античной скульптуры антропологическими методами // Вестник антропологии, 2012. № 22. С. 114–133.

Гаврилин К.Н. Искусство раннего Рима и Южной Этрурии эпохи расцвета (VI-V вв. до н.э .) по материалам коропластики. М.: Прогресс-Традиция. 2015. 240 с.

Мавлеев Е.В. Концепция этрусского портрета. Семантика поиска и художественное открытие. В сб.: Образ-смысл в античной культуре. М. 1990. С. 203–222.

Мавлеев Е.В. Греческие мифы в Этрурии (о понимании этрусками греческих изображений) // Античный мир и археология, 1979. № 4. С. 82–104.

Савинецкий А.Б., Низаметдинов Ш.У., Сыроежкин Г.В., Сафиуллин А.Э. Разработка методов создания и обработки обобщенных компьютерных изображений и их приложение в антропологии // Научная визуализация, 2015. Т 7. № 5. С. 53–67.

Шпак Л.Ю. Изображение человека в вотивной традиции античного Средиземноморья (по литературным данным) // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология, 2020. № 4. С. 138–152. DOI: 10.32521/2074-8132.2020.4.138-152.

   Andren A. Architectural Terracottas from Etrusco-Italic Temples. Lund Press, 1940. 516 p.

Comella A. Tipologia e diffusione dei complessi votive in Italia in epoca medio e tardo repubblicana: Contributo alla storia dell’artigianto antico. Mélanges de l’École française de Rome, 1981, 93, pp. 717–803.

Comella A. Offerte in forma di figura umana. In: Thesaurus cultus et rituum antiquorum (ThesCRA I). Eds. by Barlty J.Ch. et al. Los Angeles, Getty Publications Press, 2004, pp. 330–359.

Riis P.J. Tyrrhenika: An Archaeological Study of the Etruscan Sculpture in the Archaic and Classical Periods. Munksgaard Press, 1941. 216 p.

Riis P.J. Introduction to Etruscan Art. Munksgaard Press, 1953. 144 p.

Riis P.J. Art in Etruria and Latium during the first half of the fifth century B.C. l'Antiquité classique, 1967, 13, pp. 67-96.

Riis P.J. Etruscan types of heads: a revised chronology of the archaic and classical terracottas of Etruscan Campania and Central Italy. København, Munksgaard Press, 1981. 93 p.

Steingraeber S. Zum Phanomen der etruskisch-italis chen Votivkopfe. Mitteilungen des Deutschen Archaologishen (RM), 1980, 87, pp. 215–253.