ISSN: 2074-8132

Введение. При реконструкции процесса древних кремаций часто используют сравнительные данные из современных крематориев или экспериментальных сожжений туш животных, что не является релевантным. Цель настоящего исследования: установить время полного сгорания человеческого трупа, выявить его связи с особенностями строения тела и установить общие закономерности процесса разрушения тела в ходе кремации на костре.
Материалы и методы. Материалы (166 наблюдений трупосожжений: 96 мужских, 56 женских, 14 неустановленного пола) получены в ходе Российско-Индийской антропологической экспедиции Центра палеоэтнологических исследований и Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева 2018, 2019 и 2022 гг. Фиксировалось время полного сгорания мягких тканей, а также, по трёхбалльным оценочным шкалам, размер и компонентный состав тела. Кроме того, описывались состав и состояние кремированных костных останков. Для анализа различий между выборками индивидов с различными размерами и компонентным составом тела применены бивариантные графики, а также статистические критерии для оценки различий.
Результаты и обсуждение. Определено среднее время сгорания человеческого тела при кремации на костре. Выявлена положительная корреляция времени сгорания тела с его размером и мезоморфией, и отрицательная – с экто- и эндоморфией. Данную закономерность можно объяснить тем, что значительные объемы мягких тканей (особенно плохо горящей мышечной) требуют больше времени для сжигания; преобладание жировой ткани способствует более быстрому сгоранию тела. Установлено, что лучше всего в процессе кремации сохраняются проксимальные эпифизы большеберцовой кости, дистальные эпифизы бедренной и тела позвонков, а также фрагменты покровных костей черепа и диафизов бедренной, большой и малой берцовых костей. Отмечено влияние конструкции костра и деятельности крематора на характер разрушения тела.
Заключение. Гипотетическое предположение о положительной связи размера тела и времени его сгорания подтверждено эмпирически. В научный оборот введены многочисленные данные по времени, необходимому для полного уничтожения мягких тканей при кремации на костре.
Введение. Для кремированных скелетных останков характерна высокая степень фрагментации, которая возникает как из-за физических процессов в костном веществе, так и из-за действий людей, проводящих трупосожжение. Цель настоящего исследования – выявить взаимосвязь между типом костного вещества, степенью фрагментации кости и степенью выгорания органической составляющей в ходе кремации на костре.
Материалы и методы. Материалы (178 наблюдений содержимого кострищ) получены в ходе Российско-Индийской антропологической экспедиции Центра палеоэтнологических исследований и Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева 2018, 2019 и 2022 гг. Наблюдения проводились в г. Агра на территории кремационного центра Таджганж. Фиксировались цвет и состояние кремированных костных останков, а также, по балльным оценочным шкалам, степень их разрушения. Для анализа различий между выборками губчатого и компактного костного вещества использовались статистические критерии для оценки значимости различий.
Результаты и обсуждение. Выявлено, что губчатое костное вещество позвонков, крестца и костей таза демонстрирует большую степень разрушения, чем губчатое вещество эпифизов бедренной и большой берцовой костей. Это может являться следствием микроструктурных различий в строении губчатых костей. Охристый цвет чаще наблюдается в губчатом костном веществе, а серый – в компактном, что объясняется большей долей (меньшей степенью выгорания) органического вещества в губчатом веществе по сравнению с компактным. На компактном веществе стенок диафизов длинных трубчатых костей зафиксирована значительная частота чёрного каления, что связано с горением костного мозга в условиях дефицита кислорода.
Заключение. Длительности и интенсивности воздействия пламени погребальных костров может быть недостаточно для полного выгорания органической составляющей кости. Достижение значительной фрагментации останков возможно без интенсивного механического воздействия. На ее степень не влияют ни тип погребального костра, ни размер и компонентный состав тела, ни пол, ни возраст усопшего.
