ISSN: 2074-8132
Заместитель директора
Введение. С начала 60-х XIX в. в России фотографическая практика стала неотъемлемой частью научного процесса и одной из основных методик этнографических и антропологических исследований. В ходе подготовки к проведению первой в России Этнографической выставки
(1867 г.), организатором которой было Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ,) созданная Комитетом выставки Фотографическая комиссия (1866 г.) разработала положение об исполнении фотографических портретов местного населения, а в 1872 г.
были опубликованы первые в России «наставления» для этнографо-антропологической фотографии.
Материалы и методы. Источником для подготовки статьи послужила коллекция фотографий, собранная Е.Д. Фелицыным (1848-1903), и представленная на Антропологической выставке 1879 г. в Москве. В настоящее время она хранится в фондах НИИ и Музея антропологии им. Д.Н. Анучина МГУ имени М.В.Ломоносова.
Результаты и обсуждение. Описаны и проанализированы фотоизображения представителей двух народностей – кабардинцев и шапсугов, проживавших в Кубанской области: аулах Блечепсинский и Ходзский (в настоящее время аул Блечепсин и аул Ходзь Кошехабльского района Республики Адыгея), Хохондуковский и Касаевский (в настоящее время аул Али-Бердуковский и аул Хабез в Хабезском районе Карачаево-Черкесской Республики) и ауле Куджирский Майкопского уезда,
который располагался на левом берегу р. Фарс и был упразднен в 1885 году. Из них: 3 фотоизображения детей (6 и 8 лет), 7 фотоизображений мужчин (18-58 лет) и 5 фотоизображений женщин (18-60 лет). Дано описание изображенной национальной одежды, а также представлена сводка
литературных антропологических сведений о кабардинцах и шапсугах этого периода.
Заключение. Впервые опубликованные фотоизображения представителей двух народов
Северного Кавказа, проживающих на территории Кубанской области во второй половине XIX века, позволяют визуализировать некоторые стороны той исторической информации, которая имеется в распоряжении ученых, уточнить имеющиеся антропологические и историко-культурные данные по кабардинцам и шапсугам, а также являются дополнением к историческим, археологическим, антропологическим, генетическим и этнографическим исследованиям народов Северного Кавказа.
Введение. Данная публикация является второй в цикле статей, посвященных описанию коллекции фотографий представителей народностей Кубанской области, в которой дана характеристика коллекции, включающей фотоизображения карачаевцев.
Материалы и методы. Основой работы послужила коллекция фотографий, собранная Е.Д. Фелицыным (1848–1903), представленная им на Антропологической выставке 1879 г. в Москве и хранящаяся в фондах НИИ и Музея антропологии имени Д.Н. Анучина МГУ имени М.В. Ломоносова.
Результаты и обсуждение. Описаны и проанализированы фотоизображения карачаевцев Баталпашинского уезда (станица Баталпашинская в настоящее время - это город Черкесск). Коллекция включает: 2 фотоизображения детей (8 лет), 4 фотоизображения мужчин (19,37, 70 и 72 года) и 1 фотоизображение женщины (57 лет). Установлено авторство изученных снимков. Все они выполнены русским фотографом, владельцем одной из самых первых фотомастерских в Тифлисе, Владимиром Баркановым (1826–1892). Дано описание одной из известных династий Карачая - князей Крымшамхаловых, представитель которой изображен на снимке изученной фотоколлекции. Представлена сводка литературных антропологических сведений о карачаевцах этого периода.
Заключение. Представленные фотоматериалы имеют научную, историческую и документальную ценность и значимость как визуальный материал, позволяющий определить аутентичность изображенной на фото личности с другими фотоматериалами и историческими сведениями, в некоторых случаях проследить ее генеалогию, а также получить новую информации о типичных реалиях отображенной эпохи, в частности, особенностей быта, костюмов, обычаев, среды обитания личностей, представленных на фотоизображениях. Изученные фотоматериалы являются дополнительным источником сведений для сравнительного антропологического, этнографического и историко-культурного анализа исторических источников по народам Северного Кавказа.
Введение. Работа посвящена незаурядному человеку - скульптору и художнику Ивану Илларионовичу Севрюгину (1839-?), его вкладу в организацию, проведение и скульптурное воплощение Антропологической выставки 1879 года, ставшей отправной точкой в становлении антропологии как точной и естественно-исторической науки и основой для создания кафедры и Музея антропологии.
Материалы и методы. Источником работы послужили печатные труды второй половины
XIX века, издаваемые Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ), при изучении которых были использованы историко-типологический и историко-описательный методы. Основное внимание было уделено анализу материалов и документов, связанных с подготовкой и проведением в Москве в 1879 г. Первой Антропологической выставки. Изучались также архивные
документы НИИ И Музея антропологии и литературные источники.
Результаты и обсуждение. В работе рассматривается творческий путь скульптора и
художника И.И. Севрюгина. Будучи выходцем из небогатой семьи цеховых ремесленников Иван
Илларионович получил великолепное образование в Московском училище живописи и ваяния. Учился у профессора Н.А. Рамазанова. Во время учебы неоднократно удостаивался наград за свои работы и по окончании получил звание художника третьей степени. Наряду с известными скульпторами и художниками принял участие в изготовлении коллекций манекенов для Этнографической выставки 1867 г. Наиболее значимой вершиной его деятельности стала Первая антропологическая выставка 1879 г. Разработка модели выставки, ее скульптурное воплощение, сбор и подготовка экспонатов (курганы, могильники, маски, бюсты др.), поездка в Париж и многое другое - все это демонстрирует его нам как невероятно талантливого человека, владеющего разнообразными техниками художественных и скульптурных работ, обладающего огромным трудолюбием и заслужившего самую высокую оценку специалистов.
Заключение. Анализ архивных и литературных источников показал, что И.И. Севрюгин, будучи талантливым художником и великолепным скульптором, обладающим колоссальной работоспособностью, приняв активное участие в подготовке Антропологической выставки 1879 г., способствовал решению одной из ее главных задач - популяризации антропологии в России. Благодаря своей одаренности он сумел выразить научные представление в художественной форме. Его произведения, выставленные в экспозиционных залах Выставки, наглядно показывали широкой публике единство биологического и социального в природе человека. Коллекции, созданные И.И. Севрюгиным, легли в основу скульптурного фонда фотоиллюстративного отдела Музея антропологии МГУ. @ 2024. This work is licensed under a CC BY 4.0 license