ISSN: 2074-8132
Заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник, заведующая лабораторией популяционной генетики человека
Введение. В статье сравниваются фронтальные формы лица, запечатленные в естественном положении (NP) головы, и в ориентировке головы в соответствии с франкфуртской горизонталью (FH).
Материалы и методы. Оба варианта анализировали по полоспецифическим различиям и сопоставляли их с результатами прямых измерений параметров тела: ростом, массой тела, жировой и мышечной массой, пальцевым индексом правой руки (R2D:4D). Анализ выполнялся на основе фотопортретов с помощью методов геометрической морфометрии. Участниками исследования были представители неевропейского населения, буряты, 86 мужчин и 69 женщин в возрасте 20 лет (20 ± 2 г.).
Результаты. Результаты анализа показали, что: (а) положение головы существенно влияет на 2D-проекцию фронтальной формы лица, особенно у мужчин; (б) полоспецифические различия в форме лица более заметны в положении франкфуртской горизонтали, чем в естественном положении головы; (в) связь между формой лица и ростом, массой тела, жировой и мышечной массой как у мужчин, так и у женщин прослеживается в обеих позициях, но эта связь более выражена во франкфуртской горизонтали. У мужчин, связь формы лица с пальцевым индексом R2D:4D наблюдалась только во франкфуртской горизонтали, а у женщин аналогичной связи не наблюдалось в обеих позициях.
Обсуждение. Наша исследовательская работа выявила значимую методологическую проблему: положение головы во время фотосъемки может существенно повлиять на качественные выводы о форме лица (во фронтальной перспективе), особенно у неевропейских популяций. Несмотря на то, что в нашем исследовании статистическая связь с большинством параметров тела была обнаружена в обоих случаях, и в FH и в NP, она была сильнее в положении FH. Поэтому, при работе с независимыми параметрами, оказывающими в целом не сильно выраженный эффект на форму лица, проекционные различия могут приводить к снижению, либо вообще отсутствию связи при использовании естественной позиции головы при съемке (как в случае с R2D:4D).
Заключение. Выводы исследования важны для разработки оптимальной методологии фотосъемки с учетом накопившихся к настоящему времени дискуссионных результатов и позволяют разрешить ряд противоречий, связанных с нулевыми результатами, наблюдаемыми в современных литературных данных.
© 2024. This work is licensed under a CC BY 4.0 license
Введение. Проблема адаптации человека к современным реалиям, в том числе жизни в городах, смене традиционной диеты, существенного снижения физической нагрузки на организм в повседневной жизни становится все более актуальной во всем мире. В этом ключе специалисты разных областей науки уделяют внимание изучению общих секулярных трендов и более детальному анализу отдельных составляющих этого явления, в том числе составу тела и других соматических характеристик конкретных социальных и/или половозрастных групп населения. Особый интерес приобретают данные о городском населении, недавно мигрировавшем из сельской местности на фоне значительных социо-экономических трансформаций в странах Глобального Юга, а также сопоставление данных из разных регионов мира для выявления общих и популяционно-специфических показателей адаптации.
Материалы и методы. В работе представлены данные по студентам из трех популяций (684 чел., из них 343 мужчины и 341 женщина): танзанийская (выходцы из народов банту из г. Додома), русская (жителями г. Тулы) и бурятская (жителями г. Улан-Удэ). Возрастной диапазон находится в пределах от 17 до 30 лет, средний возраст составил 21,28±2,75 г. Проведены измерения ряда антропометрических характеристик и компонентного состава тела.
Результаты. Наши данные указывают на наличие полового диморфизма в каждой из изученных популяций по комплексу морфологических характеристик и составу тела. Обращает на себя внимание тот факт, что у русских студентов (европеоиды) половой диморфизм был более выражен по сравнению с танзанийцами (негроиды) и бурятами (монголоиды).
Заключение. Данные по трем популяциям, представляющие выборки молодых людей, сходных по социальному статусу и уровню образования, но отличных по своему расовому и этническому происхождению, а также экологическим характеристикам регионов проживания, свидетельствуют о наличии отчетливых различий между полами по размеру тела и его компонентному составу. Эти различия имели сходную направленность в трех изученных выборках и, возможно, отражают генерализованный итог действия естественного и полового отбора для Homo sapiens. © 2024. This work is licensed under a CC BY 4.0 license
Введение. Настоящая работа посвящена исследованию и оценке степени сопоставимости значений ряда кефалометрических признаков человека, полученных двумя способами: путем прямых измерений испытуемых и измерением их анфасных фотоизображений. По мере усиления тенденций к переходу от получения количественных характеристик путём непосредственного измерения лица по классической антропометрической программе к извлечению аналогичной информации с оцифрованных фотоизображений, вопрос о сходимости/сопоставимости материалов прямых измерений с фотограмметрическими данными становится все более актуальным и требует методической проработки.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили кефалометрические данные и антропологические фотоснимки чувашей Чувашской республики, обследованных в ходе экспедиции 2002 года под руководством В.А. Бацевича. Объём выборки составил 72 человека: 35 женщин и 37 мужчин. Перед статистическим анализом мужская и женская часть выборки были поделены на две возрастные группы с целью учёта возможного влияния возрастных изменений. Статистический анализ проводился в пакете программ SPSS с применением метода альфы Кронбаха.
Результаты. В работе впервые выявлены половые различия по ряду антропометрических показателей, демонстрирующих высокую сходимость (при использовании двух методов измерений лица). У мужчин лучше соотносятся между собой широтные размеры, тогда как у женщин высотные. Получаемые значения при этом, в целом, сопоставимы с точки зрения надежности и согласованности.
Заключение. Исследование показало, что метод получения линейных размеров лица по портретам может служить аналогом/альтернативой прямым антропометрическим измерениям. Полученные результаты хорошо согласуются с данными уже имеющихся по этой теме работ. © 2024. This work is licensed under a CC BY 4.0 license