ISSN: 2074-8132
Введение. С 20-х годов XIX в. в Российской империи входит в обыкновение проведение различных выставок – мануфактурных, затем промышленных, сельскохозяйственных, областных и общероссийских, а также участие в международных. Особенно увеличивается число и масштаб выставок к концу XIX в., их тематическое разнообразие. Принявшая столь широкий размах и популярность выставочная деятельность знаменовала переработку общественной мыслью утверждавшегося нового хозяйственного уклада, явившегося результатом промышленного переворота, осмысление связанных с этим проблем и рисков. Одной из проблем явилась ухудшавшаяся санитарно-гигиеническая обстановка в городах, вызванная ростом промышленного производства и увеличением плотности населения.
Материалы и методы. Источниками работы служат каталоги Всероссийской гигиенической выставки 1893 г., содержащие, помимо отчетов о ее деятельности, также иллюстративный материал, научные обзоры городской жизни, данные периодической печати той эпохи, при изучении которых используются историко-типологический и историко-описательный методы.
Результаты. В большинстве выставок, различных по тематике, устраивались естественнонаучные и медицинские отделы, что свидетельствовало о необходимости специальной разработки медико-санитарных аспектов. Такие отделы, в подготовке которых участвовали научные сообщества, были представлены, к примеру, на Политехнической выставке 1872 г., Ремесленной выставке 1885 г., Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки 1887 г. в Екатеринбурге, Научно-промышленная Волжско-Камского края в Казани в 1890 г. Наконец, в мае 1893 г. в Петербурге была открыта Всероссийская выставка, специально посвященная разработке санитарно-гигиенической проблематики. Основной задачей выставки организаторы провозгласили просвещение – популяризация знаний, научных открытий и изобретений в области гигиены и санитарии. В подготовке выставки приняло участие большое число государственных учреждений и ведомств, научных и общественных организаций, и частных предпринимателей, представивших около 50 тыс. экспонатов, характеризующих все стороны жизни человека с медико-санитарной точки зрения. Многочисленные модели и макеты, чертежи и фотографии, приборы, аппаратура и инструменты, демонстрировали достижения как в научном, так и в практическом плане.
Заключение. Материалы выставки, привлекшей огромное внимание, убедительно доказывали наличие серьезных проблем и угроз в области общественной гигиены и санитарии. Было очевидно, что для их решения на современном уровне необходимо привлекать значительные научно-технические силы. Очередным шагом в этом направлении стало участие России во Всемирной гигиенической выставке 1911 г., а затем организация собственной второй Всероссийской гигиенической выставки 1913 г., которая приобрела еще больший масштаб.
Введение. C момента своего основания в 1755 г. Московский университет становится культурным и научно-просветительским центром, общественное значение которого превосходило и учебное, и научное. Университет издавал городскую газету, печатал журналы, книги и учебники; его библиотека, Музей натуральной истории и Ботанический сад были открыты для публики, университетские праздники служили популяризации науки и образования. Просветительская функция стала для университета традиционной.
Материалы и методы. Источниками работы служат уставные документы университетов и средних учебных заведений, отчетные документы инспекций, при изучении которых используются историко-типологический и историко-описательный методы.
Результаты. Устав 1804 г. законодательно закрепил за университетом руководство учебными заведениями среднего и низшего звена в Московском учебном округе, в который входили Московская, Владимирская, Вологодская, Калужская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская и Ярославская губернии. Университетские профессора регулярно обследовали учебные заведения, изучали их материальное положение, квалификацию учителей, уровень подготовки учащихся, давали рекомендации, как улучшить работу учебных заведений. Проблемы местных школ обсуждались в Училищном комитете университета, обсуждались способы открывать новые учебные заведения. Отчеты пересылались в Министерство народного просвещения. С 1835 г. управление средними и низшими школами перешло от университетов к попечителям учебных округов.
Заключение. Работа Университета в первой половине XIX в. по руководству школами разных ступеней Московского учебного округа сыграла важнейшую роль в период становления отечественной системы народного образования.