ISSN: 2074-8132
Введение. Групповое содержание обезьян в лабораторных условиях позволяет проследить широкий спектр поведения, соответствующий их естественному репертуару. Изучение поведения обезьян, объединенных в новую социальную группу в раннем возрасте, представляет интерес для понимания социальной организации детей дошкольного возраста, а также для антропологии в целом. Цель работы заключалась в выявлении индивидуальных и половых различий в поведенческой активности неродственных подростков макак резусов (Macaca mulatta), объединенных в группу в новых условиях лабораторного содержания.
Материалы и методы. Проводили фокальные наблюдения за поведением макак в течение первых двух месяцев их пребывания в лаборатории с последующим анализом индивидуальных и половых различий в проявлении двигательной, исследовательской и социальной активности.
Результаты. Выявлены индивидуальные особенности макак по каждому виду поведенческой активности, при этом группа оказалась наиболее разнородной по степени выраженности исследовательского поведения. Показано, что исследовательская активность самок была достоверно более выражена, чем у самцов, а социальная активность преобладала у самцов за счет большего количества дружелюбных реакций. Половых различий в проявлении агрессии не обнаружено, однако самцы в одинаковой мере проявляли агрессию и подвергались агрессивным нападкам, тогда как самки достоверно чаще подвергались агрессии, чем проявляли ее сами. У большинства макак преобладали дружелюбные реакции, в сравнении с агрессивными, за исключением двух особей, у которых частота проявления этих видов активности не различалась. Половых различий по количеству локомоторных реакций не выявлено.
Заключение. Проведенный анализ позволил проследить базовые формы поведенческой активности подростков макак в условиях формирования новой социальной группы, что дает представление об особенностях их адаптации к социуму с учетом половых различий и позволяет глубже понять механизмы организации социального поведения у приматов. © 2024. This work is licensed under a CC BY 4.0 license.