ISSN: 2074-8132
Введение. Данная статья посвящена выявлению взаимосвязи аспектов физического развития детского организма в раннем возрасте с подверженностью заболеваниям в последующие возрастные периоды.
Материалы и методы. Материалом послужили основные антропометрические данные детей первых трех лет жизни (лонгитудинальное исследование). Использован метод анализа амбулаторных карт. Учитывались основные антропометрические признаки детей: масса тела, длина тела, окружность головы (до 1 года) и окружность грудной клетки, на основании которых были рассчитаны индекс массы тела и индекс Вервека-Воронцова. Из амбулаторных карт выкопированы диагнозы и группы здоровья тех же детей, возраст которых по состоянию на 2023–2024 годы составил 10–11 лет.
Результаты. За первый год жизни доля детей, имеющих гармоничное (нормальное) физическое развитие, снизилась как у мальчиков, так и у девочек за счет увеличения удельного веса детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным развитием относительно периода новорожденности. Анализ состояния здоровья детей выявил, что большинство детей в возрасте 10–11 лет имели 2-ю группу здоровья, что свидетельствует о наличии функциональных отклонений, частых заболеваниях или сниженной сопротивляемости организма. По результатам кластерного анализа выявлены две группы: в кластер 1 вошли дети, которые в раннем возрасте характеризовались гармоничным физическим развитием, имевшие антропометрические показатели и значения индексов в пределах нормы. В кластере 2 оказались дети с дисгармоничным физическим развитием, у которых антропометрические показатели и значения индексов выше или ниже нормы, а в возрасте 10–11 лет диагностированы различные заболевания.
Заключение. Оценка гармоничности физического развития детей на ранних этапах онтогенеза может способствовать выявлению характерных нарушений в состоянии здоровья и адаптационных возможностей детского организма, а также предотвращению развития заболеваний в последующие возрастные периоды, что подчеркивает важность ранней диагностики и мониторинга физического развития подрастающего поколения.