ISSN: 2074-8132
Поступила: 03.05.2024
Принята к публикации: 27.05.2024
Дата публикации в журнале: 20.08.2024
Ключевые слова: биологическая антропология; античные греки; обобщённый портрет; греческая вазопись; аттическая вазопись; аттические погребальные рельефы
DOI: 10.55959/MSU2074-8132-24-3-12
Доступно в on-line версии с: 20.08.2024
Шпак Л.Ю. Некоторые антропологические характеристики античных (по изобразительным источникам) и современных греков // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. 2024. № 3. С. 128-136
Введение. Греческая скульптура и вазопись, несмотря на всестороннюю изученность специалистами многих областей науки, может быть источником информации для исторической и биологической антропологии. В работе рассмотрены вазописные и скульптурные изображения античных греков в контексте этнической и биологической преемственности с современным греческим населением.
Материалы и методы. Всего рассмотрено 1020 ваз (2379 человек) и 174 рельефа (300 человек). Изучались два признака – развитие третичного волосяного покрова (рост бороды) и форма волос головы античных и современных греков. Материал собирался в онлайн источниках и тематической литературе, обрабатывался согласно антропологической методике. Для визуализации морфологической изменчивости использовался метод обобщённого портрета по Ф. Гальтону в цифровом формате.
Результаты и обсуждение. Современным грекам (средний суммарный тип населения) характерна прямая или слегка волнистая форма волос головы (средний балл 1,41) и рост бороды чаще выше среднего или сильный (средний балл 3,38). Соотношение прямых и волнистых волос по всем выборкам вазописи примерно одинаковое, волнистые волосы значительно преобладают. Средние баллы формы волос и роста бороды по рельефным погребальным изображениям античных греков в наших выборках оказались значительно выше, чем у современных греков и составили: для формы волос – 2,62 балла для классического времени и 2,81 балла для позднеклассического и эллинистического времени, для роста бороды - 4,38 балла и 4,30 балла соответственно.
Заключение. Несмотря на изменение художественных форм передачи морфологических особенностей при переходе от архаики к классическому времени, в греческой вазописи и скульптуре сохраняется изображение сильного развития бороды и волнистой формы волос головы, что, по мнению авторов, может быть реальным отображением типических морфологических особенностей группы. © 2024. This work is licensed under a CC BY 4.0 license
Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика. СПб.: Азбука-классика. 2007а. 400 с.
Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика. СПб.: Азбука-классика. 2007б. 460 с.
Акимова Л.И. Разговоры в афинском некрополе. В сб.: Балканский полилог: коммуникация в культурно-сложных сообществах. М.: Институт славяноведения РАН. 2018. С. 187–206. DOI 10.31168/2619-0842.2018.13.
Беликов А.В., Гончарова Н.Н. Анализ изобразительного канона античной скульптуры антропологическими методами // Вестник антропологии, 2012. Вып. 22. С. 114–133.
Блаватский В. Д. История античной расписной керамики. М.: МГУ. 1953. 301 с.
Бунак В. В. Антропометрия. М.: Учпедгиз. 1941. 368 с.
Горбунова К.С. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Каталог. Л.: Искусство. 1983. 224 с.
Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М.: Искусство. 1970. 446 с.
Передольская А.А. Краснофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Каталог. Ленинград: Советский художник. 1967. 404 с.
Петракова А.Е. Красота человеческого тела в аттической краснофигурной вазописи // Труды СПБГИК, 2008. Вып. 178. С.133–139.
Пулянос А.Н. К антропологии греков СССР // Вопросы антропологии, 1960. Вып. 4. С. 82–102.
Пулянос А.Н. Антропологический состав населения Греции. Географическая дифференциация отдельных признаков. Антропологический сборник III. Труды ИЭ АН СССР. М.: Издательство Академии наук СССР, 1961 г. С. 269–291.
Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М.: Высшая школа. 1978. 528 с.
Савинецкий А.Б., Низаметдинов Ш.У., Сыроежкин Г.В., Сафиуллин А.Э. Разработка методов создания и обработки обобщенных компьютерных изображений и их приложение в антропологии // Научная визуализация, 2015. Т 7. №5. С. 53–67.
Сидорова Н.А., Тугушева О.В., Забелина В.С. Античная расписная керамика из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина. М.: Искусство. 1985. 199 с.
Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М.: Издательство МГУ, Высшая школа. 2005. 400 с.
Чубова А.П., Конькова Г.И., Давыдова Л.И. Античные мастера. Скульпторы и живописцы. Л: Искусство. 1986. 251 с.
Шедевры античного искусства из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина. Ред. Акимова Л.И., Тугушева О.В. М.: БуксМАрт. 2011. 475 с.
Шпак Л.Ю. Сравнительное изучение антропологических аспектов греческой вазописи и этрусской живописи // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология, 2023. №3. С. 98–110. DOI: 10.32521/2074-8132.2023.3.098-110.
Boardman J. Athenian black figure vases. London, Thames and Hudson Press, 1974. 252 p.
Boardman J. Athenian red figure vases: the archaic period. Oxford University Press, 1975. 252 p.
Boardman J. Athenian red figure vases: the classical period. London, Thames and Hudson Press, 1989. 252 p.
Martin R. Lehrbuch der Anthropologie in systematischer darstellung. Erster band: somatologie. Jena, Verlag von Gustav Fisher, 1928. 578 p.
Richter Gisela M.A. An Athenian Gravestone. Bulletin of the Metropolitan Museum of Art, 1947, 5 (7), pp. 179–184.
Shapiro H.A. The Iconography of Mourning in Athenian Art. American Journal of Archaeology, 1991, 95 (4), pp. 629-656. DOI: 10.2307/505896.
Oakley J.H. Picturing death in Classical Athens: The Evidence of the White Lekythoi. Cambridge: CUP, 2004. 268 p.