ISSN: 2074-8132

Введение. Существует множество формализованных подходов к оценке возраста по черепу, большинство из которых опирается на анализ закономерностей в степени облитерации швов и стертости зубов. Однако многие отечественные антропологи оценивают возраст в произвольных интервалах, не фиксируя признаки в конкретной системе и не определяя их относительную значимость. Задачи настоящего исследования состоят в анализе эффективности субъективно-визуального подхода при оценке индивидуального возраста и реконструкции возрастной структуры выборки.
Материал и методы. Исследование основано на анализе серии 116 черепов начала XX века с задокументированным полом и возрастом из фондов МАЭ РАН. Два автора независимо друг от друга оценивали возраст, а также фиксировали степень облитерации швов свода черепа и степень стертости жевательной поверхности зубов. Корреляция между возрастом и балловым признаками оценивалась при помощи коэффициента корреляции Спирмена, расхождения между реальным и прогнозируемым возрастом – при помощи средней абсолютной ошибки и систематической ошибки. Расчеты проводились как для всей выборки, так и для отдельных возрастных групп. Согласованность оценок между исследователями оценивалась при помощи коэффициента внутриклассовой корреляции.
Результаты. Оценки авторов обнаружили умеренно высокую согласованность между собой и умеренную положительную корреляцию с реальным возрастом. Точность визуальных оценок не уступает точности формализованных методов, основанных на анализе степени облитерации швов. Все оценки демонстрируют эффект регрессии к среднему: возраст индивидов в младших когортах систематически завышается, возраст старших когорт, напротив, занижается. Точность определения возрастной структуры выборки в некоторой степени зависит от структуры выборки. Усреднение оценок разных авторов или оценок одного автора, повторно установленных с большим временным интервалом, позволяет приблизить оценки к реальной картине.
Заключение. Увеличение межисследовательской сопоставимости оценок возраста может быть достигнуто за счет фиксации признаков в одинаковых балловых шкалах, а также за счет увеличения возрастных интервалов. Точность оценок может быть повышена за счет проведения повторного исследования возраста, а также эффекта «мудрости толпы».
Введение. Выборка черепов из могильника XI–XII вв. Шуллуктепа, некрополя средневекового города Несеф (Узбекистан), изучалась нами ранее методами 2D геометрической морфометрии. На основании анализа сагиттального контура были выявлены два варианта искусственной деформации черепа, связанные с разными популяциями, представители которых стекались в этот городской центр Южного Согда. Отмечено, что, если выборки с разными типами деформации удалось уверенно разделить, то недеформированные черепа мало отличаются от слабо деформированных. Наличие 3D моделей и разработанного нами алгоритма их разметки позволяет нам вновь обратиться к материалам из могильника Шуллуктепа.
Материалы и методы. Методами геометрической морфометрии изучены 3D-модели черепов из могильника Шуллуктепа (коллекция МАЭ № 7275). Выборка включает 44 мужских и 42 женских черепа, большая часть которых искусственно деформирована. Варианты деформации анализировались путем обработки координат меток в пределах треугольного патча с вершинами (метками) в краниометрических точках брегма, астерион левый и астерион правый. Площадь этого патча автоматически заполнялась полуметками с помощью программы 3D Slicer. Сравнение проводилось с помощью прокрустова анализа с дальнейшим использованием прокрустовых координат для анализа методом главных компонент и каноническим анализом в программной среде R-Studio.
Результаты и обсуждение. На основании проведенных анализов подтверждено наличие в выборке, наряду с недеформированными черепами, двух типов искусственной деформации – теменной и затылочной. В отличие от 2D методов, 3D позволяют выявить в выборке недеформированные черепа. Межполовые различия в случае теменной деформации отсутствуют, затылочная сильнее выражена у мужчин. Сравнение результатов анализа разметок мозговой и лицевой частей черепа показало их независимую изменчивость. Это свидетельствует об отсутствии влияния межпопуляционных различий на результаты исследования формы мозговой коробки, ограниченной треугольным патчем.
Заключение. Доказано наличие в выборке, наряду с недеформированными, черепов с двумя вариантами искусственной деформации. Показана эффективность использования треугольного патча, который лучше разграничивает серии черепов с наличием деформации и без таковой по сравнению с сагиттальными контурами. Сравнение результатов анализа разметок мозговой и лицевой частей черепа можно использовать для проверки возможного влияния межпопуляционных различий.
Финансирование. Исследование выполнено в рамках проекта РНФ № 25-28-01027 «Искусственная деформация черепа человека в древних и близких к современности популяциях: исследование методами двухмерной и трехмерной геометрической морфометрии».
