ISSN: 2074-8132
ISSN: 2074-8132
En Ru
К вопросу о восточной границе сакской культуры Алая

К вопросу о восточной границе сакской культуры Алая

Поступила: 15.11.2023

Принята к публикации: 11.01.2024

Дата публикации в журнале: 21.02.2024

Ключевые слова: Средняя Азия; Синьцзян; ранний железный век; скифский период; сакская культура Алая; культурные процессы

DOI: 10.55959/MSU2074-8132-24-1-10

Доступно в on-line версии с: 21.02.2024

Для цитирования статьи

Иванов С.С., Ван Юе К вопросу о восточной границе сакской культуры Алая // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. 2024. № 1. С. 111-123

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons: Attribution 4.0 International (CC BY 4.0). (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)
Номер 1, 2024

Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме установления восточной границы сакской культуры Алая. Важную роль в этом играет могильник Тоюнь, расположенный в юго-западной части Синьцзяна, примыкающей к современной Киргизии.

Материалы и методы. Данный могильник в области погребальной обрядности демонстрирует характерные черты, свойственные сакской культуре Алая. В частности, это погребения в каменных ящиках, склеповидных каменных конструкциях и на уровне древней поверхности, совершенные под невысокими каменно-земляными курганами. Погребения в них были как одиночными, как и многоактовыми. Погребенные были уложены в вытянутом положении головами на запад и северо-запад. Сопроводительный инвентарь из Тоюня был сравнительно бедный, представленный немногочисленными керамическими сосудами, предметами украшений (серьга, браслет, бусы), поясной гарнитуры (поясная пряжка), бытового назначения (сумак, шилья) и деталями одежды (бляшки).

Результаты. Данные предметы на основе аналогий позволили установить время существования могильника Тоюнь, которое укладывается в рамки конца V – III вв. до н.э. Несомненно, что этот некрополь появляется в результате миграции сакского населения из восточной части Алайской долины. Закрепившись здесь, группа алайских саков оказывается в зоне контактов с населением сакской культуры Притяньшанья, с которой, по-видимому, они устанавливают брачные связи.

Заключение. В настоящее время могильник Тоюнь является самым восточным памятником сакской культуры Алая, что позволяет отодвинуть границу данной культуры на более чем 130 км. на восток, чем считалось ранее. Это также позволило существенно уточнить ареалы распространения основных археологических культур в юго-западной части Синьцзяна – сакских культур Алая, Памира и Притяньшанья.

Литература

Гамбург Б.З., Горбунова Н.Г. Ак-Тамский могильник // Краткие сообщения Института истории материальной культуры, 1957. Вып. 69. С. 78-90.

Горбунова Н.Г. Роговая пластинка из Ак-Тамского могильника // Краткие сообщения Института истории материальной культуры, 1960. Вып. 80. С. 93-94.

Горбунова Н.Г. Кунгайский могильник // Археологический сборник Государственного Эрмитажа, 1961. Вып. 3. С. 171-194.

Горбунова Н.Г. Культура Ферганы в эпоху раннего железа // Археологический сборник Государственного Эрмитажа, 1962. Вып. 5. С. 91-122.

Добжанский В.Н. Наборные пояса кочевников Азии. Новосибирск: НГУ. 1990. 164 с.

Заднепровский Ю.А. Археологические памятники южных районов Ошской области (середина I тысячелетия до н.э. – середина I тысячелетия н.э.). Фрунзе: Изд-во АН КиргССР. 1960. 176 с.

Иванов С.С. Серьги в системе хронологии сакской культуры Притяньшанья // Материалы V межд. науч.-практ. конференции «Кыргызский и Караханидский каганаты» на тему: «Куттуу билим» («Благодатное знание») Жусупа Баласагына – зеркало мусульманского ренессанса Центральной Азии X-XI вв.», посвященной 1000-летию Жусупа Баласагына. Бишкек, 2016. С. 332-336.

Иванов С.С. Культура саков Притяньшанья: современное состояние и важнейшие проблемы исследования // Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. Альманах, 2018. Т. 7. С. 11-23.

Иванов С.С. Сакская культура Алая (юго-западная часть Киргизии) // Народы и религии Евразии, 2022. Т. 27. № 2. С. 7-27.

Китов Е.П., Тур С.С., Иванов С.С. Палеоантропология сакских культур Притяньшанья (VIII – первая половина II в. до н.э.). Алматы: Хикари. 2019. 300 с.

Китов Е.П., Тур С.С., Иванов С.С. Палеоантропология саков Алая в контексте популяций раннего железного века сопредельных территорий // Stratum plus, 2021. №3. С. 223-234.

Литвинский Б.А. Древние кочевники «крыши мира». М.: Наука. 1972. 270 с.

Му Ц. Памятники пазырыкской культуры в Синьцзяне // Теория и практика археологических исследований, 2020. № 2 (30). С. 138-147.

Ташбаева К.И. Культура ранних кочевников Тянь-Шаня и Алая. Бишкек: Илим. 2011. 274 с.

Шульга П.И. Могильник скифского времени Локоть-4а. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. 2003. 204 с.

Шульга П.И. Синьцзян в VIII-III вв. до н.э. Погребальные комплексы. Хронология и периодизация. Барнаул: АГУ. 2010. 240 с.

Шульга Д.П., Шульга П.И. Проникновение пазырыкской культуры в Синьцзян // Вестник НГУ. Серия «История, филология», 2017. Т. 16. №4. С. 24-29.

Wang Bo. Ethnological Research on the Skull from Tomb 09WTM10 of Tuoyun Cemetery in Uqia County. Cultural relics of Xinjiang, 2009, 2, pp. 46-48. (In Chinese).

Xinjiang Institute of Archaeology. Excavation report on the cemetery Kulansarak, Akqi County. Cultural relics of Xinjiang, 1995, 2, pp. 20-28. (In Chinese).

Xinjiang Institute of cultural relics and archaeology. Excavation of Tuoyun cemetery in Uqia County in 2009. Cultural relics of Xinjiang, 2009, 2, pp. 34-43. (In Chinese).