ISSN: 2074-8132
ISSN: 2074-8132
En Ru
Сравнительная антропологическая характеристика белофонной аттической вазописи

Сравнительная антропологическая характеристика белофонной аттической вазописи

Поступила: 29.01.2024

Принята к публикации: 14.02.2024

Дата публикации в журнале: 21.02.2024

Ключевые слова: историческая антропология; аттическая вазопись; вазопись по белому фону; эллинистическая живопись; полихромия; античные греки; пигментация древних греков

DOI: 10.55959/MSU2074-8132-24-1-12

Доступно в on-line версии с: 21.02.2024

Для цитирования статьи

Шпак Л.Ю. Сравнительная антропологическая характеристика белофонной аттической вазописи // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. 2024. № 1. С. 134-145

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons: Attribution 4.0 International (CC BY 4.0). (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)
Номер 1, 2024

Аннотация

Введение. Из многочисленных центров производства керамики Древней Греции регион Аттика отличается непрерывной эволюцией вазописных стилей. В сравнении с чернофигурной и краснофигурной техникой росписи, полихромная аттическая вазопись по белому фону может свидетельствовать о полиморфизме пигментации античных греков.

Материалы и методы. Материал собирался в оцифрованных музейных коллекциях и тематической литературе. Исследовались цвет и форма волос персонажей вазописи и погребальной живописи. В работе использовался антропоскопический метод и одномерная статистика. Достоверности различий по группам оценивали по критерию хи-квадрат.

Результаты и обсуждение. Во всех выборках аттической вазописи волнистая форма волос преобладает, а частота этой формы существенно не изменяется во времени. Наибольшая частота прямых волос (13,3%) наблюдается по белофонной вазописи. В сравнении с изображениями по античной вазописи, у современных греков преобладают прямые легковолнистые волосы, особенно у женщин, а затем волнистые. По всем стилевым группам аттической вазописи межполовые различия по форме волос не выявлены. Изображение цвета волос на белофонной вазописи раннеклассического и классического времени достоверно отличается: на более ранней вазописи преобладает чёрный и тёмно-коричневый цвет, а на более поздней – коричневый/светло-коричневый и красно-коричневый. Минимальная частота тёмных оттенков волос отмечается по эллинистической живописи, она показывает, как и белофонная вазопись классики, более светлопигментированное население. Цвет волос у современного греческого населения преимущественно тёмный. Если исходить из гипотезы, что художник в качестве традиционных изображает привычные формы и отображает антропологические особенности своей группы, то полиморфизм пигментации и формы волос античного и современного греческого населения различаются.

Заключение. Разные по хронологии и стилю группы изобразительных источников неравнозначно отображают пигментацию волос античного населения. Для дальнейшего изучения вопроса о полиморфизме пигментации античных греков требуется коррекция методики для соотнесения фактически используемых цветов на вазописи/живописи с классами по цвету волос традиционной шкалы окраски, а также привлечение дополнительных сравнительных материалов.

 

Литература

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика. СПб.: Азбука-классика. 2007. 460 с.

Акимова Л.И. Час прекрасных и доблестных // Шедевры античного искусства из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина. М.: БуксМАрт. 2011. С. 152-212.

Акимова Л.И. Разговоры в афинском некрополе. В сб.: Балканский полилог: коммуникация в культурно-сложных сообществах. М.: Институт славяноведения РАН, 2018. С. 187-206. DOI 10.31168/2619-0842.2018.13.

Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. М.: МГУ. 1953. 301 с.

Букина А.Г. Аттические краснофигурные полихромные вазы: современная перспектива // Боспорские исследования, 2023. № 46. С. 73-91.

Бунак В.В. Антропометрия. М.: Учпедгиз. 1941. 368 с.

Горбунова К.С. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Каталог. Л.: Искусство. 1983. 224 с.

Кун К.С. Расы Европы. М.: Астрель. 2011. 687 с.

Передольская А.А. Краснофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Каталог. Л.: Советский художник. 1967. 404 с.

Петракова А.Е. Красота человеческого тела в аттической краснофигурной вазописи // Труды СПБГИК, 2008. Вып. 178. С.133-139.

Петракова А.Е. Проблемы интерпретации изображений на аттической черно- и краснофигурной керамике на основе сведений античной письменной традиции // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология., 2013а. № 17 (118). С. 236-270.

Петракова А.Е. Методология комплексного искусствоведческого исследования афинской вазописи: теория и практика (на примере коллекции Государственного Эрмитажа): Автореф. дисс... д-ра искусствоведения, 2013б, 58 с.

Пулянос А.Н. Антропологический состав населения Греции. Географическая дифференциация отдельных признаков // Труды ИЭ АН СССР. Т. 71. Антропологический сборник III. М.: Изд-во Академии наук СССР. 1961 г. С. 269-291.

Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М.: Высшая школа. 1978. 528 с.

Сидорова Н.А., Тугушева О.В., Забелина В.С. Античная расписная керамика из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина. М.: Искусство. 1985. 228 с.

Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М.: Изд-во МГУ, Высшая школа. 2005. 400 с.

Чубова А.П., Конькова Г.И., Давыдова Л.И. Античные мастера. Скульпторы и живописцы. Л: Искусство. 1986. 251 с.

Шедевры античного искусства из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина. / Ред. Акимова Л.И., Тугушева О.В. М.: БуксМАрт. 2011. 475 с.

Шпак Л.Ю. Сравнительное изучение антропологических аспектов греческой вазописи и этрусской живописи // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология, 2023. №3. С. 98-110. DOI: 10.32521/2074-8132.2023.3.098-110.

Boardman J. Athenian black figure vases. London, Thames and Hudson Press, 1974. 252 p.

Boardman J. Athenian red figure vases: the archaic period. Oxford University Press, 1975. 252 p.

Boardman J. Athenian red figure vases: the classical period. London, Thames and Hudson Press, 1989. 252 p.

Brinkmann V. A history of research and scholarship on the polychromy of ancient sculpture. In Gods in color: polychromy in the ancient world. Eds. by Brinkmann V., Dreyfus R., Koch-Brinkmann U. San Fransisco. 2017, pp.13–25.

Kurtz D. Athenian White Lekythoi. Patterns and Painters. Oxford, Clarendon Press, 1975. 254 p.

Martin R. Lehrbuch der Anthropologie in systematischer darstellung. Erster band: somatologie. Jena, Verlag von Gustav Fisher, 1928. 578 p.

Mertens J. R. White ground: potter and painter. In The color of clay. Special techniques in Athenian vases. Ed. by Cohen B. Los Angeles, Getty Publications. 2006, pp. 186-238.

Richter G. M. A. A Polychrome Vase from Centuripe. Metropolitan Museum Studies, 1932, 4 (1), pp. 45-54.

The color of clay. Special techniques in Athenian vases. Ed. by Cohen B. Los Angeles, Getty Publications, 2006. 371 p.

Trendall A.D. Red Figure Vases of South Italy and Sicily. New York, Thames & Hudson, 1989. 288 p.