ISSN: 2074-8132
Введение. Изобразительное искусство архаической Греции и Этрурии испытывало заметное влияние Востока. Переход от архаики к классическому времени отразился на формах передачи морфологических особенностей человека в античном искусстве. Сравнительное изучение антропологических особенностей античного населения Средиземноморья по греческой вазописи и этрусской живописи архаического и классического времени стало целью нашего исследования.
Материалы и методы. Материал собран на электронных ресурсах, в онлайн коллекциях античных собраний музеев. В работе использован метод обобщённого портрета в цифровом варианте, статистика с подсчётом частот встречаемости признаков. Исследуемые признаки – развитие бороды, цвет и форма волос.
Результаты и обсуждение. На этрусских фресках архаического периода частота изображения прямых волос у женщин является максимальной (7,7 %) по всем выборкам, по разным группам вазописи она не превышает 7 %. Степень развития бороды по вазописи и этрусской живописи характеризуется сильным и очень сильным развитием признака. Большее проявление полиморфизма пигментации волос по вазописи отмечается на изображениях классического времени. Во всех группах темные волосы превалируют, седые волосы изображены только у мужских персонажей. Депигментированность волос по вазописи наблюдается на изображениях классического и позднеклассического времени и не превышает 6 % по совокупной выборке. Пигментация на этрусских фресках говорит о посветлении волос в группе в сторону красновато-рыжих оттенков, депигментированность не превышает 8 %. Особенности изображения пигментации на вазописи и фресках, несмотря на разную технику и колорит, обнаруживают общие тенденции изменчивости, характерной средиземноморским группам. Обобщённые портреты по вазописи отражают историческую трансформацию антропоэстетических представлений греков в искусстве архаического и классического времени.
Заключение. Цвет в греческой вазописи выполняет не только декоративную функцию, но и является художественным средством передачи морфологической изменчивости. Привлечение античных письменных источников об описании населения и философии цвета в античной культуре может помочь в антропологическом прочтении вазописи и дальнейшем изучении полиморфизма пигментации.
Введение. Оценка известных к настоящему времени данных по межгрупповой изменчивости папиллярных узоров средних фаланг пальцев рук позволяет предположить возможность использования этих признаков для дифференциации евразийских популяций.
Материал и методы. В качестве материала для исследования использованы отпечатки средних фаланг пальцев рук 1178 мужчин из 12 этно-территориальных групп России и Киргизии. В основном это архивные материалы, представленные оттисками всей ладонной поверхности кисти. Поэтому для исключения возможных ошибок при определении типов кожных узоров применена классификация, объединяющая морфологически сходные варианты.
Результаты. При сравнении долей дерматоглифических признаков в европеоидных популяциях с одной стороны, и смешанных европеоидно-монголоидных либо монголоидных с другой, выявлены статистически достоверные различия. Наличие монголоидной (или уральской) составляющей сопровождалось повышением частоты встречаемости наклонных и серповидных узоров и понижением частоты дистальных дуговых узоров.
Итоги кластерного анализа подтвердили разделение популяций в зависимости от наличия монголоидного (или уральского) компонента в их расовом составе. Внутри основных кластеров группы дифференцировались соответственно антропологическому сходству и территориальной близости.
Подобно ключевым дерматоглифическим признакам кисти комплекс кожных узоров средних фаланг пальцев характеризуется высокой чувствительностью к присутствию монголоидного (или уральского) компонента в составе европеоидных популяций. Дифференциация выборок по узорам средних фаланг во многом соответствует разделению по классическим расовым и ключевым дерматоглифическим признакам. Однако при многомерном шкалировании волго-камские группы расположились дальше от европеоидных, чем обе монголоидные выборки. Распределение долей объединённых дерматоглифических признаков в монголоидных популяциях требует уточнения с привлечением дополнительных данных и применением иного методического подхода.
Заключение. Результаты разных статистических анализов позволяют сделать вывод о возможности использования дерматоглифических признаков средних фаланг пальцев рук для дифференциации европеоидных выборок и групп с монголоидным (или уральским) компонентом. Присутствие монголоидной составляющей в группах сопровождается уменьшением сложности папиллярных узоров средних фаланг пальцев.
Введение. Из многочисленных центров производства керамики Древней Греции регион Аттика отличается непрерывной эволюцией вазописных стилей. В сравнении с чернофигурной и краснофигурной техникой росписи, полихромная аттическая вазопись по белому фону может свидетельствовать о полиморфизме пигментации античных греков.
Материалы и методы. Материал собирался в оцифрованных музейных коллекциях и тематической литературе. Исследовались цвет и форма волос персонажей вазописи и погребальной живописи. В работе использовался антропоскопический метод и одномерная статистика. Достоверности различий по группам оценивали по критерию хи-квадрат.
Результаты и обсуждение. Во всех выборках аттической вазописи волнистая форма волос преобладает, а частота этой формы существенно не изменяется во времени. Наибольшая частота прямых волос (13,3%) наблюдается по белофонной вазописи. В сравнении с изображениями по античной вазописи, у современных греков преобладают прямые легковолнистые волосы, особенно у женщин, а затем волнистые. По всем стилевым группам аттической вазописи межполовые различия по форме волос не выявлены. Изображение цвета волос на белофонной вазописи раннеклассического и классического времени достоверно отличается: на более ранней вазописи преобладает чёрный и тёмно-коричневый цвет, а на более поздней – коричневый/светло-коричневый и красно-коричневый. Минимальная частота тёмных оттенков волос отмечается по эллинистической живописи, она показывает, как и белофонная вазопись классики, более светлопигментированное население. Цвет волос у современного греческого населения преимущественно тёмный. Если исходить из гипотезы, что художник в качестве традиционных изображает привычные формы и отображает антропологические особенности своей группы, то полиморфизм пигментации и формы волос античного и современного греческого населения различаются.
Заключение. Разные по хронологии и стилю группы изобразительных источников неравнозначно отображают пигментацию волос античного населения. Для дальнейшего изучения вопроса о полиморфизме пигментации античных греков требуется коррекция методики для соотнесения фактически используемых цветов на вазописи/живописи с классами по цвету волос традиционной шкалы окраски, а также привлечение дополнительных сравнительных материалов.