ISSN: 2074-8132
Введение. Изобразительное искусство архаической Греции и Этрурии испытывало заметное влияние Востока. Переход от архаики к классическому времени отразился на формах передачи морфологических особенностей человека в античном искусстве. Сравнительное изучение антропологических особенностей античного населения Средиземноморья по греческой вазописи и этрусской живописи архаического и классического времени стало целью нашего исследования.
Материалы и методы. Материал собран на электронных ресурсах, в онлайн коллекциях античных собраний музеев. В работе использован метод обобщённого портрета в цифровом варианте, статистика с подсчётом частот встречаемости признаков. Исследуемые признаки – развитие бороды, цвет и форма волос.
Результаты и обсуждение. На этрусских фресках архаического периода частота изображения прямых волос у женщин является максимальной (7,7 %) по всем выборкам, по разным группам вазописи она не превышает 7 %. Степень развития бороды по вазописи и этрусской живописи характеризуется сильным и очень сильным развитием признака. Большее проявление полиморфизма пигментации волос по вазописи отмечается на изображениях классического времени. Во всех группах темные волосы превалируют, седые волосы изображены только у мужских персонажей. Депигментированность волос по вазописи наблюдается на изображениях классического и позднеклассического времени и не превышает 6 % по совокупной выборке. Пигментация на этрусских фресках говорит о посветлении волос в группе в сторону красновато-рыжих оттенков, депигментированность не превышает 8 %. Особенности изображения пигментации на вазописи и фресках, несмотря на разную технику и колорит, обнаруживают общие тенденции изменчивости, характерной средиземноморским группам. Обобщённые портреты по вазописи отражают историческую трансформацию антропоэстетических представлений греков в искусстве архаического и классического времени.
Заключение. Цвет в греческой вазописи выполняет не только декоративную функцию, но и является художественным средством передачи морфологической изменчивости. Привлечение античных письменных источников об описании населения и философии цвета в античной культуре может помочь в антропологическом прочтении вазописи и дальнейшем изучении полиморфизма пигментации.
Введение. Оценка известных к настоящему времени данных по межгрупповой изменчивости папиллярных узоров средних фаланг пальцев рук позволяет предположить возможность использования этих признаков для дифференциации евразийских популяций.
Материал и методы. В качестве материала для исследования использованы отпечатки средних фаланг пальцев рук 1178 мужчин из 12 этно-территориальных групп России и Киргизии. В основном это архивные материалы, представленные оттисками всей ладонной поверхности кисти. Поэтому для исключения возможных ошибок при определении типов кожных узоров применена классификация, объединяющая морфологически сходные варианты.
Результаты. При сравнении долей дерматоглифических признаков в европеоидных популяциях с одной стороны, и смешанных европеоидно-монголоидных либо монголоидных с другой, выявлены статистически достоверные различия. Наличие монголоидной (или уральской) составляющей сопровождалось повышением частоты встречаемости наклонных и серповидных узоров и понижением частоты дистальных дуговых узоров.
Итоги кластерного анализа подтвердили разделение популяций в зависимости от наличия монголоидного (или уральского) компонента в их расовом составе. Внутри основных кластеров группы дифференцировались соответственно антропологическому сходству и территориальной близости.
Подобно ключевым дерматоглифическим признакам кисти комплекс кожных узоров средних фаланг пальцев характеризуется высокой чувствительностью к присутствию монголоидного (или уральского) компонента в составе европеоидных популяций. Дифференциация выборок по узорам средних фаланг во многом соответствует разделению по классическим расовым и ключевым дерматоглифическим признакам. Однако при многомерном шкалировании волго-камские группы расположились дальше от европеоидных, чем обе монголоидные выборки. Распределение долей объединённых дерматоглифических признаков в монголоидных популяциях требует уточнения с привлечением дополнительных данных и применением иного методического подхода.
Заключение. Результаты разных статистических анализов позволяют сделать вывод о возможности использования дерматоглифических признаков средних фаланг пальцев рук для дифференциации европеоидных выборок и групп с монголоидным (или уральским) компонентом. Присутствие монголоидной составляющей в группах сопровождается уменьшением сложности папиллярных узоров средних фаланг пальцев.
Введение. Из многочисленных центров производства керамики Древней Греции регион Аттика отличается непрерывной эволюцией вазописных стилей. В сравнении с чернофигурной и краснофигурной техникой росписи, полихромная аттическая вазопись по белому фону может свидетельствовать о полиморфизме пигментации античных греков.
Материалы и методы. Материал собирался в оцифрованных музейных коллекциях и тематической литературе. Исследовались цвет и форма волос персонажей вазописи и погребальной живописи. В работе использовался антропоскопический метод и одномерная статистика. Достоверности различий по группам оценивали по критерию хи-квадрат.
Результаты и обсуждение. Во всех выборках аттической вазописи волнистая форма волос преобладает, а частота этой формы существенно не изменяется во времени. Наибольшая частота прямых волос (13,3%) наблюдается по белофонной вазописи. В сравнении с изображениями по античной вазописи, у современных греков преобладают прямые легковолнистые волосы, особенно у женщин, а затем волнистые. По всем стилевым группам аттической вазописи межполовые различия по форме волос не выявлены. Изображение цвета волос на белофонной вазописи раннеклассического и классического времени достоверно отличается: на более ранней вазописи преобладает чёрный и тёмно-коричневый цвет, а на более поздней – коричневый/светло-коричневый и красно-коричневый. Минимальная частота тёмных оттенков волос отмечается по эллинистической живописи, она показывает, как и белофонная вазопись классики, более светлопигментированное население. Цвет волос у современного греческого населения преимущественно тёмный. Если исходить из гипотезы, что художник в качестве традиционных изображает привычные формы и отображает антропологические особенности своей группы, то полиморфизм пигментации и формы волос античного и современного греческого населения различаются.
Заключение. Разные по хронологии и стилю группы изобразительных источников неравнозначно отображают пигментацию волос античного населения. Для дальнейшего изучения вопроса о полиморфизме пигментации античных греков требуется коррекция методики для соотнесения фактически используемых цветов на вазописи/живописи с классами по цвету волос традиционной шкалы окраски, а также привлечение дополнительных сравнительных материалов.
Введение. Этрусско-италийское изобразительное искусство испытывало заметное художественное влияние Греции. Иконографические типы головы и лица передавались как через импорт готовой греческой продукции, так и через циркуляцию матриц и самих художников, что затрудняет хронологию и типологию памятников. П.Й. Риис предлагает систематизацию «эволюции» стилей этрусской терракоты через построение хронологических рядов от ранней архаики до поздней классики [Riis, 1981]. Целью работы стало изучение концепции П.Й. Рииса об иконографии в этрусской коропластике и составление генерализованных морфологических характеристик локальных типов (региональных стилей).
Материалы и методы. Использовались иллюстрированные хронологические таблицы из работы П.Й. Рииса и метод обобщённого портрета в цифровом варианте.
Результаты и обсуждение. П.Й. Риис рассмотрел 352 типа изображений, их археологический контекст географически приурочен к Северной Этрурии (Клузиум), Центральной (Вульчи, Вольсинии), Южной (Цере, Вейи, Фалерии, Лациум) и этрусской Кампании (Капуа). Самое раннее производство этрусской терракоты было сосредоточено в Кампании, Южной и Северной Этрурии, первый эллинизированный стиль терракоты распространился из этрусской Капании в Южную Этрурию. На итоговых обобщённых портретах по объединённым выборкам архаики отмечается отсутствие существенных половых различий. В обобщённом женском портрете по всем выборкам периода архаики визуально отмечается вклад морфологических элементов типов Южной и Центральной Этрурии. Наибольший вклад в морфологию лица на обобщённом женском портрете по всем выборкам периода классики внесла Центральная Этрурия и Капуя, Полученные обобщённые портреты по регионам свидетельствуют о неоднородности иконографии лица в архаическом и классическом искусстве Центральной Италии и визуализируют выводы П.Й. Рииса о развитии нескольких локальных традиций изобразительного стиля.
Заключение. Классификация П.Й. Рииса построена таким образом, что она предполагает дальнейшую её комплектацию новыми археологическими находками, поэтому её можно рассматривать как своего рода попытку создания «наглядной» истории этрусского портрета, по крайней мере, её части.
© 2024. This work is licensed under a CC BY 4.0 license
Введение. Греческая скульптура и вазопись, несмотря на всестороннюю изученность специалистами многих областей науки, может быть источником информации для исторической и биологической антропологии. В работе рассмотрены вазописные и скульптурные изображения античных греков в контексте этнической и биологической преемственности с современным греческим населением.
Материалы и методы. Всего рассмотрено 1020 ваз (2379 человек) и 174 рельефа (300 человек). Изучались два признака – развитие третичного волосяного покрова (рост бороды) и форма волос головы античных и современных греков. Материал собирался в онлайн источниках и тематической литературе, обрабатывался согласно антропологической методике. Для визуализации морфологической изменчивости использовался метод обобщённого портрета по Ф. Гальтону в цифровом формате.
Результаты и обсуждение. Современным грекам (средний суммарный тип населения) характерна прямая или слегка волнистая форма волос головы (средний балл 1,41) и рост бороды чаще выше среднего или сильный (средний балл 3,38). Соотношение прямых и волнистых волос по всем выборкам вазописи примерно одинаковое, волнистые волосы значительно преобладают. Средние баллы формы волос и роста бороды по рельефным погребальным изображениям античных греков в наших выборках оказались значительно выше, чем у современных греков и составили: для формы волос – 2,62 балла для классического времени и 2,81 балла для позднеклассического и эллинистического времени, для роста бороды - 4,38 балла и 4,30 балла соответственно.
Заключение. Несмотря на изменение художественных форм передачи морфологических особенностей при переходе от архаики к классическому времени, в греческой вазописи и скульптуре сохраняется изображение сильного развития бороды и волнистой формы волос головы, что, по мнению авторов, может быть реальным отображением типических морфологических особенностей группы. © 2024. This work is licensed under a CC BY 4.0 license
Введение. Статья посвящена обзору результатов антропологического изучения европейских популяций по произведениям изобразительного искусства, которое проводится в лаборатории расоведения НИИ и Музея антропологии МГУ.
Результаты и обсуждение. Изучение морфологической изменчивости населения на основе изобразительных материалов является относительно новым междисциплинарным направлением физической антропологии. Исследования ведутся в двух направлениях: 1) изучение западноевропейского портрета XV–XIX вв. и русской портретной живописи XVIII–XIX вв., 2) изучение античной скульптуры и живописи. Описания материалов и методики подробно изложены в основных статьях коллектива, приведённых в библиографии. Серии изображений рассматриваются с позиции популяционного подхода к анализу изменчивости. Изучены около полутора тысяч живописных западноевропейских и русских портретов и получены групповые характеристики и оценки степени однородности состава популяций с помощью описательного метода и метода обобщённого портрета. Антропологическое описание античного населения Средиземноморья проводилось по выборкам: фаюмского
живописного портрета, римского скульптурного портрета, этрусского живописного и скульптурного портрета, греческого скульптурного и живописного портрета.
Заключение. Иконография физических особенностей населения в разнообразных памятниках материальной культуры и искусства даёт возможность получения антропологической информации об изменчивости древних и современных популяций. Исследовательский потенциал изобразительных ресурсов для антропологии очевиден и многообразен, но ещё недостаточно изучен с позиции оценки и верификации антропологической информации, что может стать приложением научных изысканий будущих исследователей.