ISSN: 2074-8132

Введение. Биоимпедансный анализ представляет собой косвенный метод оценки состава тела. Оборудование для биоимпедансных измерений выпускается во многих странах мира, включая Россию, и может отличаться наборами частот переменного тока, схемами измерений и встроенными алгоритмами оценки состава тела. Ввиду этого оценки состава тела, получаемые с использованием различных биоимпедансных анализаторов, могут быть несравнимы, что ограничивает возможность обобщения результатов биоимпедансных исследований. Цель исследования – анализ сопоставимости и возможности совместного использования данных биоимпедансных измерений, получаемых с использованием анализаторов состава тела АВС-01 «Медасс» (ООО НТЦ Медасс, г. Москва) и Диамант-АИСТ (ООО Диамант, г. Санкт-Петербург) у взрослых людей.
Материалы и методы. Были обследованы 185 взрослых добровольцев (107 женщин и 78 мужчин) в возрасте от 18 лет до 61 года по стандартной антропометрической методике и на основе парных измерений биоимпедансными анализаторами состава тела АВС-01 «Медасс» и Диамант-АИСТ. Сопоставляли оценки тощей (ТМ), жировой массы (ЖМ) и процентного содержания жира в массе тела (%ЖМ). Взаимную калибровку данных проводили на основе регрессионной формулы, описывающей взаимосвязь парных значений импедансов, и последующего применения к преобразованным данным Диамант-АИСТ алгоритма оценки состава тела, реализованного в программном обеспечении анализатора АВС-01 «Медасс».
Результаты. Наблюдались значимые различия медианных значений оценок ТМ, ЖМ и %ЖМ анализаторами АВС-01 «Медасс» и Диамант-АИСТ. Оценки ТМ у женщин с использованием анализатора АВС-01 «Медасс» были значимо ниже, а ЖМ и %ЖМ – значимо выше в сравнении с данными Диамант-АИСТ. В подгруппе мужчин наблюдались обратные соотношения при сохранении значимых различий между признаками.
Различия парных оценок состава тела для анализатора АВС-01 «Медасс» и преобразованных данных Диамант-АИСТ в подгруппах женщин и мужчин, соответственно, были статистически незначимы. При этом доверительные интервалы для разностей индивидуальных парных оценок состава тела значительно сократились, но остались достаточно велики.
Выводы. Выявлены значимые различия парных оценок тощей, жировой и относительной жировой массы, получаемых с использованием анализаторов АВС-01 «Медасс» и Диамант-АИСТ у взрослых людей. Установлена возможность взаимной калибровки и совместного анализа данных на групповом уровне.
Введение. Ввиду широкого разнообразия этногеографических особенностей и экологических ниш, различий среды обитания и изменений условий жизни изучение морфологического статуса коренного населения регионов России не теряет своей актуальности. Цель исследования – анализ соматического статуса и состава тела девушек алтайской и русской национальности 17–23 лет, проживающих в городской и сельской местности Республики Алтай.
Материалы и методы. В 2021–2023 гг. обследовано 230 девушек в возрасте от 17 до 23 лет (из них 117 алтай-кижи и 113 русских), проживающих в городской и сельской местности. Программа обследования включала антропометрические измерения по стандартной методике, оценку соматотипа по схеме Хит-Картера и биоимпедансные измерения с использованием анализатора АВС-01 «Медасс» (ООО НТЦ Медасс, Россия). Анализировали этнические различия и различия «город-село» антропометрических показателей, параметров соматотипа и состава тела на основе методов параметрической и непараметрической статистики.
Результаты. Русские девушки были, в целом, несколько крупнее алтаек. Значимые различия выявлены для длины (ДТ), массы тела (МТ), обхвата бёдер (ОБ) и индекса талия-бёдра (ИТБ). Значимые этнические различия также наблюдались для величины активного сопротивления R50, фазового угла и тощей массы (ТМ). Распределения соматотипов по укрупнённым классам в подгруппах алтайских и русских девушек были близки с преобладанием мезоморфного и эндоморфного типов. При сравнениях «город-село» в этнических подгруппах тотальные размеры тела (МТ, ДТ и окружность грудной клетки ОГК), а также показатели обхвата талии (ОТ), ОБ и индекса массы тела (ИМТ) у городских жительниц были несколько выше, чем у сельских жительниц. У городских алтайских девушек был
значимо выше балл эндоморфии при заметно повышенных средних значениях жировой массы (ЖМ), процентного содержания жира в массе тела (%ЖМ) и индекса жировой массы (иЖМ). Этнические различия были более выражены в подгруппе жительниц села (значимо различались ДТ, МТ, ОБ, ИТБ, R50, фазовый угол, ТМ и иТМ), чем города (значимые различия наблюдались только для ДТ и ТМ).
Выводы. Результаты проведённого исследования показали, что различия «город-село», наряду с этническими различиями, являются значимым фактором, ассоциированным с соматическим статусом молодых женщин алтай-кижи и русских. В подгруппе обследованных, постоянно проживающих в городе, наблюдались менее выраженные этнические различия соматического статуса в сравнении с жительницами сельских районов. © 2024. This work is licensed under a CC BY 4.0 license
Введение. Одним из актуальных направлений исследований в связи с задачами биологической антропологии является апробация и внедрение новых методов антропометрии и оценки состава тела. В практике антропометрии для обеспечения надлежащего качества измерений и сопоставимости данных принято использовать стандартизованное антропометрическое оборудование. В последние годы в качестве возможной альтернативы механическим антропометрам рассматриваются лазерные дальномеры. Одним из таких инструментов является антропометр КАФА-Лазер (КАФА, Россия). Цель исследования – апробация антропометра КАФА-Лазер, характеристика точности и воспроизводимости результатов измерений высоты антропометрических точек.
Материалы и методы. С использованием антропометров GPM (DKSH, Швейцария) и КАФА-Лазер у 10 лиц мужского пола в возрасте от 18 до 47 лет проводились парные измерения высоты над полом 9 антропометрических точек. Измерения проводили три исследователя с разным опытом измерений последовательно по три раза. Точность измерений антропометром КАФА-Лазер оценивали путём сравнения с результатами измерений антропометром GPM. Межгрупповые различия оценивали на основе критерия знаковых рангов Вилкоксона при пороговом уровне значимости P=0,05. Оценивали технические ошибки измерений и коэффициенты надёжности.
Результаты и обсуждение. Разность значений высоты антропометрических точек при измерениях антропометрами КАФА-Лазер и GPM существенно зависела от квалификации измерителей и была минимальной (+0,0-0,5 см) для исследователя 1 – более опытного пользователя антропометра КАФА-Лазер (значимые различия для 7 из 9 точек отсутствовали). Средние значения стандартного отклонения для исследователя 1 были ниже, чем для исследователей 2 и 3, и соответствовали данным традиционной антропометрии. При измерениях антропометром GPM наблюдались, в среднем, более низкие индивидуальные, межиндивидуальные и суммарные технические ошибки. Измерения верхушечной точки указанными антропометрами характеризовались низкими значениями технических ошибок измерений и высокими значениями суммарного коэффициента надёжности (0,94 и 0,95 соответственно), а для остальных точек – варьировали в широких пределах, что указывает на актуальность реализации мер объективного контроля качества при освоении методики антропометрических измерений.
Выводы. Результаты апробации антропометра КАФА-Лазер показали возможность получения сопоставимых по точности и воспроизводимости результатов измерений высоты антропометрических точек над полом в сравнении с традиционной антропометрией при должном уровне освоения методики измерений. © 2024. This work is licensed under a CC BY 4.0 license
Введение. Ряд заболеваний, таких как краниосиностоз, базальные энцефалоцеле и фиброзная дисплазия, сопровождаются деформациями костей лицевого скелета и основания черепа. Для количественной оценки степени патологической деформации и динамики роста костей черепа у таких пациентов необходимы данные о ростовых процессах у здоровых детей. Цель исследования – характеристика нормальной изменчивости и разработка центильных стандартов основных краниометрических признаков лицевого скелета и переднего основания черепа у современных здоровых детей в возрасте от рождения до 18 лет.
Материалы и методы. Краниометрическое исследование было выполнено на основе ретроспективных данных компьютерной томографии головы или лица 1034 детей (451 девочка и 583 мальчика) от 0 до 18 лет, перенёсших лёгкую черепно-мозговую травму без повреждения костных структур. На 3D моделях черепов пациентов расставлялись краниометрические точки, принятые в антропологической и медицинской краниометрии. Автоматически рассчитывались 20 линейных расстояний между точками, а также объёмы левой орбиты и полости носа. Данные для мальчиков и девочек анализировались раздельно. Для построения центильных кривых нормальной изменчивости признаков применялся LMS-метод, реализованный в программном обеспечении RefCurv, вер. 0.4.2.
Результаты. Охарактеризованы половозрастные особенности ростовой динамики различных структур лицевого скелета и переднего основания черепа. Рассчитаны центильные стандарты нормальной изменчивости признаков для использования в медицинской практике.
Заключение. В настоящем исследовании приведены наиболее подробные данные о ростовых процессах лицевого скелета и передней части основания черепа у современных здоровых детей в возрасте от рождения до 18 лет. Размеры ситовидной пластинки при рождении близки к взрослому размеру и в постнатальном онтогенезе меняются мало. Признаки области глазницы к рождению достигают 55–60% взрослого размера, очень быстро растут в первый год жизни, к 5 годам составляют 80–85% взрослого размера. Широтные размеры лицевого скелета, такие как ширина грушевидного отверстия, скуловой и нижнеорбитальный диаметры, а также сагиттальные размеры носовой полости достигают около 50–55% взрослого размера при рождении и далее растут равномерно, достигая 65–70% дефинитивного значения ко второму году жизни, и, за исключением ширины носа, около 80% – к 5 годам. Высотные размеры лицевого скелета (высота грушевидного отверстия, лица, верхней челюсти, хоан и альвеолярного отростка), при рождении составляют всего около 40% взрослого размера, но затем интенсивно растут, достигая к 5 годам около 70% дефинитивного значения.
По относительным размерам большинства рассматриваемых признаков выявлена большая «зрелость» девочек на момент рождения, сохраняющаяся вплоть до пубертатного периода. Выраженное пубертатное ускорение роста отмечается только у мальчиков, по следующим признакам: ширина глазницы, длина медиальной стенки глазницы, высота верхней челюсти, высота носа, нижняя длина носовой перегородки, объём носовой полости, ширина ситовидной пластинки.
Понимание различий онтогенетической динамики разных структур черепа, как и межполовых различий этой динамики, и использование ростовых стандартов необходимы для объективной оценки степени патологических изменений этих структур, планирования лечения и контроля его результатов.
Введение. Цель исследования – анализ соматического статуса и состава тела юношей алтайской и русской национальности 17–24 лет, проживающих в городской и сельской местности Республики Алтай.
Материалы и методы. В 2021–2023 гг. обследовано 167 юношей в возрасте от 17 до 24 лет (из них 87 алтай-кижи и 80 русских), проживающих в городской и сельской местности. Программа обследования включала антропометрические измерения по стандартной методике, оценку соматотипа по схеме Хит-Картера и биоимпедансные измерения с использованием анализатора АВС-01 «Медасс» (ООО НТЦ Медасс, Россия). Было прослежено влияние этнического фактора и урбанистического градиента на выраженность различий для групп антропометрических показателей, параметров соматотипа и состава тела в обследованных выборках на основе методов параметрической и непараметрической статистики.
Результаты и обсуждение. Русские юноши были, в целом, несколько крупнее алтайцев. Значимые различия выявлены для массы тела (МТ), длины тела (ДТ), индекса массы тела (ИМТ), обхвата талии (ОТ) и обхвата бёдер (ОБ). Значимые этнические различия также наблюдались для балла мезоморфии, величины активного сопротивления R50, фазового угла, тощей массы (ТМ) и индекса тощей массы (иТМ). Распределения соматотипа в подгруппах алтайских и русских юношей были близки с преобладанием мезоморфного типа телосложения. В обеих этнических подгруппах наблюдалась тенденция к увеличению размеров тела и показателей состава тела у городских жителей, при этом различия МТ, ДТ, ИМТ, ОТ, ОБ и ТМ у алтайцев были статистически значимы. У русских городских жителей в сравнении с городскими алтайцами были значимо выше балл мезоморфии и ТМ, а у сельских русских жителей в сравнении с сельскими алтайцами (с учётом различий возраста) наблюдались значимо более высокие средние стандартизованные значения МТ, ДТ, ОБ, фазового угла, ТМ и иТМ.
Выводы. Результаты проведённого исследования показали, что урбанистический градиент («город-село»), наряду с этническими различиями, является значимым фактором, ассоциированным с соматическим статусом молодых мужчин алтай-кижи и русских. В подгруппе обследованных, постоянно проживающих в городе, наблюдались менее выраженные этнические различия соматического статуса в сравнении с жителями сельских районов.
Введение. В наших недавних работах была установлена возможность оценки соматотипа по Хит-Картеру по данным биоимпедансных измерений в разных возрастных группах. Цель исследования – разработка единых расчётных формул для оценки соматотипа у детей, подростков и взрослых людей, характеристика точности формул в зависимости от возраста и индекса массы тела, совершенствование протокола соматотипирования в программном обеспечении биоимпедансного анализатора.
Материалы и методы. Рассматривались данные комплексной антропометрии и сопутствующей биоимпедансометрии из наших предшествующих публикаций. Основную группу составили этнические русские 7-59 лет, обследованные в Москве, Архангельске, Архангельской области, Самаре и Элисте (N=4296). Группу сравнения 1 составили этнические русские 16–86 лет, обследованные в Красноярском крае (N=3954). Группу сравнения 2 составили этнические калмыки 8–25 лет, обследованные в Элисте (N=940). По данным основной группы получали формулы биоимпедансной оценки баллов эндоморфии (ЭНДОБИА) и мезоморфии (МЕЗОБИА). Оценивали точность формул в подгруппах основной группы и групп сравнения.
Результаты. Общие формулы биоимпедансной оценки соматотипа по Хит-Картеру для детей, подростков и взрослых людей имели вид: ЭНДОБИА = –3411,8/R50 + 0,942´ИМТ – 0,00938´ИМТ2 – 0,0235´ДТ – 0,28´Пол + 0,034´Возраст – 2,69 (N=4296; R2=0,84; SEE=0,76); МЕЗОБИА = 1531,8/R50 + 0,302´ИМТ – 0,0529´ДТ + 0,57´Пол – 0,032´Возраст + 4,52 (N=4296; R2=0,87; SEE=0,48). Они были сравнительно точны в возрастном интервале 7-40 лет у мужчин и 7-59 лет у женщин и менее точны за пределами указанных диапазонов возраста и при высоких значениях ИМТ. На этом основании были предложены формулы для лиц с ожирением: ЭНДОБИА = –2569/R50 + 0,854´ИМТ – 0,0087´ИМТ2 – 0,0263´ДТ – 0,032´Пол + 0,018´Возраст – 1,60 (N=296; R2=0,69; SEE=0,87); МЕЗОБИА = 1567/R50 + 0,55´ИМТ – 0,00512´ИМТ2 – 0,0524´ДТ + 0,42´Пол – 0,035´Возраст + 1,66 (N=296; R2=0,62; SEE=0,64). Указанные формулы встроены в программное обеспечение биоимпедансного анализатора АВС-02 «Медасс» (НТЦ Медасс, Россия).
Выводы. Полученные результаты значительно расширяют возможности оценки соматотипа и исследования его изменчивости. Использование единых расчётных формул для людей разного возраста должно способствовать повышению сопоставимости получаемых оценок соматотипа и надёжности результатов последующих сравнений.
Введение. Различия биоимпедансного оборудования и электродов, методик измерений и встроенных алгоритмов обработки данных ставят под сомнение согласованность получаемых оценок состава тела. Цель исследования – анализ сопоставимости данных биоимпедансных измерений при использовании различных биоимпедансных анализаторов и электродов, в том числе применяемых в российских центрах здоровья.
Материал и методы. Проводились биоимпедансные измерения 20 взрослых добровольцев (10 женщин и 10 мужчин) в возрасте от 21 года до 54 лет с использованием четырёх инструментов: АВС-01 «Медасс» (ООО НТЦ «Медасс», Москва), Диамант-АИСТ (ООО «Диамант», Санкт-Петербург), прототипа биоимпедансного анализатора в составе аппаратно-программного комплекса «Здоровье-Экспресс» с кардиоусилителем ЭК6Ц-03-«КАРДи2/4» (ООО «МКС», Москва, Зеленоград) и Tanita MC-780MA (Tanita, Япония). При измерениях анализатором АВС-01 «Медасс» использовали восемь типов одноразовых биоадгезивных электродов: Ambu White Sensor 0415M (Ambu, Дания), Bianostic AT (Data Input, Германия), Eurotrode PFR2034 (Pirrone srl, Италия), F9049/RU2234TAB (FIAB, Италия), Schiller biotabs 23×34 мм (Schiller, Швейцария), Skintact RT-34 (Leonhard Lang GmbH, Австрия), Top Trace MedTab (Ceracarta, Италия), 2100 Swaro-tab (Tyrolmed, Австрия). При измерениях анализаторами Диамант-АИСТ и Здоровье-Экспресс использовали по два типа многоразовых электродов – производства ООО «Диамант» и ООО «МКС». Электрические свойства биоадгезивных электродов оценивали на основе сэндвич-теста. Сравнение данных, полученных при измерении добровольцев с использованием различных биоимпедансных анализаторов и электродов, выполняли на основе критерия знаковых рангов Вилкоксона для парных наблюдений и однофакторного дисперсионного анализа при пороговом уровне значимости p=0,05.
Результаты и обсуждение. Проведённое исследование выявило наличие значимых межинструментальных различий биоэлектрических параметров и оценок состава тела. Максимальные различия средних значений признаков между анализаторами АВС-01 «Медасс», Диамант-АИСТ и Tanita MC-780MA для тощей и жировой массы составили 2,8 кг для мужчин и 2,2 кг для женщин, а для процентного содержания жира в массе тела – 3,9% для мужчин и 3,7% для женщин. Для прототипа анализатора состава тела Здоровье-Экспресс наблюдались существенные отклонения оценок состава тела от оценок, полученных с использованием анализаторов других типов. Данные биоимпедансных измерений анализатором АВС-01 «Медасс» с использованием наиболее часто применяемых в российских центрах здоровья типов одноразовых биоадгезивных электродов были хорошо согласованы между собой несмотря на широкую вариацию их электрических свойств (собственный импеданс электродов был в диапазоне от 96,8 Ом для 2100 Swaro-tab до 694,3 Ом для Eurotrode PFR2034). В сравнении с эталонными электродами Bianostic AT, собственный импеданс которых составил 18,9 Ом, в подгруппах женщин и мужчин наблюдалось небольшое, но значимое завышение фазового угла (в среднем, на 0,15 градуса), а в подгруппе мужчин – также небольшое, но значимое завышение тощей и занижение жировой массы (в среднем, на 0,3-0,4 кг). При сравнении многоразовых электродов от ООО «Диамант» и ООО «МКС» значимых различий биоэлектрических параметров и оценок состава тела в группе обследованных не выявлено.
Заключение. Для прямого сопоставления результатов измерений с использованием различных биоимпедансных анализаторов необходима их предварительная взаимная калибровка. Данные, получаемые в центрах здоровья при измерениях анализатором АВС-01 «Медасс» с использованием рассмотренных типов одноразовых электродов при условии соблюдения методики измерений, можно объединять и анализировать совместно. Многоразовые электроды для биоимпедансных измерений производства ООО «Диамант» и ООО «МКС» практически взаимозаменяемы.
Финансирование. Исследование было выполнено в ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России в рамках проекта Российского научного фонда № 20-15-00386 (рук. В.И. Стародубов).
Благодарности. Исследование выполнено в рамках государственного задания МГУ имени М.В.Ломоносова (Година Е.З. Задорожная Л.В., Хомякова И.А., Пермякова Е.Ю.).Авторы благодарят руководство и сотрудников ООО «Медицинские компьютерные системы» (г. Зеленоград), и лично И.С. Решетникова и Д.А. Прилуцкого, за помощь в организации и проведении исследования.
